Виброкаток представляет собой конструкцию, состоящую из двигателя (бензинового или дизельного), гидравлического (реже - механического, электрического) привода, барабана-вальца со встроенным вибратором, который вращается на раме впереди или сзади машины. Большие виброкатки оборудованы сиденьем или кабиной для оператора, которые изолированы от вибрации.
Виброкатки с дизельным двигателем имеют ручной пуск или электрический стартер. Виброкаток дорожный также имеет водяной бак, необходимый для смачивания обрабатываемой поверхности водой.
Виброкатки обычно имеют несколько режимов работы – способны менять уровень вибрации в зависимости от характеристики уплотняемой поверхности.
Эффективность уплотнения напрямую зависит от силы давления виброкатка на обрабатываемую поверхность. Поэтому раньше для его усиления виброкаток нагружали балками из железобетона или мешками с песком. Вес современного виброкатка составляет в среднем от 0,5 до 27 тонн, ширина уплотняемой полосы - от 0,80 до 1,8 м.
Выбирая дорожный каток, грунтовый следует обращать внимание на следующие основные его характеристики:
– рабочая масса машины,
– ширина вальца,
– частота / амплитуда вибрации, производимая вальцом.
По весу различают:
- легкий — каток весом до 4 т,
- средний – каток весом от 4 до 8 т,
- тяжелый — каток весом более 8 т.
Скорость передвижения легких виброкатков составляет от 1,5 до 3 км/ч, средних – от 2 до 8 км/ч, тяжелых – от 0,8 до 8 км/ч.
По характеру колебаний вальца различают:
- виброкаток с круговыми колебаниями,
- виброкаток с вертикально направленными колебаниями.
Производители виброкатков Masalta, StemTechno постоянно совершенствуют модели выпускаемых машин. В основном, улучшения направлены на то, чтобы облегчить работу оператора. Другие направления работы производителей по совершенствованию виброкатков – повышение экономичности потребления топлива и минимизация вредных выбросов в окружающую среду.